Русская Вещь  ::  :: Вход | Поиск  
2-.-1.09 [16: 1]
30 января 2010- фестиваль Апокалипсис Сегодня: sir шарикъ, Anenerbe, Пахом & The Vivisectors
Концертная студия "Кактусовая Пещера" Александра К...

2-.-1.09 [4:00]
Фольклор умер, да здравствует фольклор!

2-.-1.09 [2:00]
Ветер не перемен
Как сообщает сайт «РуссНеоФолкФест», 25 октября в ...

1-.-1.09 [20: 1]
Концерт-презентация нового альбома Юрия Щербакова!
"РУССКИЙ ОСТРОВ" 27 ноября в 19.00

8-.-0.09 [28: 2]
III – Фестиваль Русской Экспериментальной Музыки
Р усс Н ео Ф

8-.-0.09 [28: 2]
Белорыбица 19-го сентября - в клубе ДОМ
БЕЛОРЫБИЦА Группа исполняет русский и балкански...

8-.-0.09 [28: 2]
Юрий Щербаков в Москве
Театрально-фольклорный центр "РУССКИЙ ОСТРОВ" пр...

8-.-0.09 [28: 1]
В кругу семьи: видео
Уже шестой год подряд в провинциальном городе Мы...

5-.-0.09 [19: 2]
Фотоотчет фестиваля Русская Вещь - Казакия 18 мая 2009
Погрузившись в фольклорную традицию, фестиваль ...

5-.-0.09 [20: 1]
Казацкий марш
 

2-.-1.09 [16: 1]
30 января 2010- фестиваль Апокалипсис Сегодня: si...

1-.-1.09 [20: 1]
Концерт-презентация нового альбома Юрия Щербакова!

8-.-0.09 [28: 2]
III – Фестиваль Русской Экспериментальной Музыки

8-.-0.09 [28: 2]
Белорыбица 19-го сентября - в клубе ДОМ

8-.-0.09 [28: 2]
Юрий Щербаков в Москве

5-.-0.09 [14:00]
Никольщина, поёт ансамбль Казачий Круг: анонс

5-.-0.09 [12: 1]
Как попасть на фестиваль Русская Вещь – Казакия 18 мая 2009

5-.-0.09 [8:00]
14 мая - КОМБА БАКХ + ОБЩЕЖИТИЕ - совместный концерт в клубе "ДОМ"

5-.-0.09 [5: 2]
15 мая презентация нового альбома группы Курень

4-.-0.09 [27: 2]
Русская Вещь - Казакия
ПРЕССА

В наших венах должны биться Волга и Ока

«Плачьте, красавицы, в горном ауле
Справьте поминочки по нас.
Вместе с последнею меткою пулей
Мы покидаем вас…»

«Покидаем вас… вас…». Эхо долго бродит под сводами полутемного Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Сотни людей в народных костюмах. По обе стороны сцены толпятся, ожидая своего выхода, те, кого можно назвать едва ли не последними «проводниками» духа русского народа – фольклорные ансамбли из России и регионов ближнего зарубежья. Казачьи ансамбли с шашками за поясом и минимумом музыкальных инструментов – какое-то подобие барабана, пять-шесть солистов и драйв, до которого многим теперешним рок, скажем, деятелям – как пешком до Луны; деревенские бабушки – обладательницы совершенно нездешних нарядов, взглядов и голосов, священники в рясах, дети.… Пытаясь отыскать свободное место у сцены, слышу продолжение песни –

«Братья, вы нас вспомяните за чашей! Вольная смерть нам бесславия краше!»

Свобода и уверенность – в Боге, в родной земле, в товарищах, в оружии – вот чем веет от этих слов. Хочется то ли вжаться поглубже в кресло, то ли плясать какой-то нутряной необъяснимый танец. Много лет назад эта песня была гимном горцев, идущих на верную смерть. Понимая, что сражение проиграно, они не сдавались. Из трупов лошадей строились завалы, спасающие от пуль, а когда кончались патроны, горцы бросались на врага с кинжалами…

Петь и писать настоящие, честные песни о войне, наверное, почти так же трудно, как воевать. Видимо, поэтому через какое-то время, песня, о которой я говорю, стала из «горской» - казацкой и зазвучала на Кубани и Тереке.

На сцене – казачий ансамбль – сила, бесстрашие, гордость.… Выяснять, как именно он называется, мне не хочется – наверное, это и не важно. Ведь песня, а особенно песня народная – песня, не имеющая автора; песня, встречавшая рождение и смерть; славившая зиму и весну; обозначавшая земледельческие циклы – шире, больше, священнее исполнителя. По сути, песня в русском понимании – некое всеобъемлющее понятие; понятие, стоящее над жизнью и включающее в себя жизнь. Она содержит в себе опыт и веру предков, она живет и помогает жить, а сама жизнь – только часть песни, которая так или иначе, но звучит постоянно. Считается, что рукой иконописца водит Бог. Рукой поэта, способного хоть в малой степени «замахнуться» на народную песню – безусловно тоже.

Сегодня на репетиции группы ОбщежитиЕ наш гитарист Василий Совух рассказывал, что пишет статью, в которой будет настаивать на том, что современное искусство не имеет вообще никакого смысла, если оно не опирается на фольклор и традиционную культуру. По сути, у более или менее думающих людей эта мысль не вызовет ровным счетом никаких сомнений. Ведь фольклор – это корни, а без корней дерево не сможет расти…

Давайте-ка посмотрим на то, в какой пыли и грязи лежит современная культура – ежу понятно, что сказать «пыль и грязь» - это вообще ничего не сказать. Большинство людей, способных так или иначе заниматься искусством, работают с оглядкой на модную мертворожденную «западность» - эдакое тотальное «инди» (суть – отчуждение, пустота) в музыке, кино, живописи – и даже не представляют себе, чем опасна их работа. Разве сможет поколение, растущее на этой - с позволения сказать - культуре, понять, что такое Родина и Родная Земля? Разве сможет – и захочет ли – поступить как в той военной песне – «строчит пулеметчик за синий платочек»? Разве поймут эти инди-бляди, что в венах приличных людей, помимо крови, должна течь и биться Волга, Ока, Обь? (Один мой одноклассник мечтает стать американцем. Нет, на полном серьезе, я верю – рано или поздно он съебет в Америку. Так вот по-моему, лучше бы ему поменять пол, цвет кожи или примкнуть к адвентистам седьмого дня – вреда однозначно меньше. Вот и трубачу нашему, Сергею Филину, в детстве объясняли – «винтить отсюда надо», а он – наоборот: «Все ввинчиваюсь и ввинчиваюсь»).

Отвлеклись. Внимательный читатель, наверное, обратил внимание на то, что в начале текста меня вжимало в кресло в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Пора, кажется, чуть подробнее объяснить, на каком мероприятии я побывал.

«Мероприятие» - приятие каких-то мер с некоторой целью. В данном случае цель и мысль «мероприятия» была как раз та, о которой в своей статье напишет наш гитарист Василий Совух – современная культура (и даже шире – современная жизнь) – не имеет ровным счетом никакого смысла без опоры на традиционную народную культуру и фольклор. Ведь народная песня включает в себя весь мир; без фольклора и народной песни наше «мы» просто перестанет существовать. Понимать это необходимо, поверьте.

Фольклорный Форум «Живая Традиция» (а тот концерт, на котором я побывал – лишь небольшая часть форума) – проходил в Москве в течение пяти дней, с 1 по 5 ноября сего года. Такая серьезная и обширная «программа» была обусловлена тем, что круг задач, которые организаторы форума пытались решить, воистину неохватен.

По сути, форум состоял из двух частей – концертной и научной. Концерты московских и аутентичных фольклорных групп, творческие мастерские и занятия в клубе русского традиционного танца «Крутуха», кулачный бой и лихие пляски северных мужиков в клубе «16 тонн», народные гуляния в честь праздника Иконы Казанской Божьей Матери и Дня народного единства – даже не половина того, что было.

В рамках «научной» части форума состоялось несколько конференций и круглых столов, на которых обсуждались проблемы сохранения русского фольклора и традиционной культуры вообще.

Не буду подробно описывать все события форума, тем более, что я – несмотря на все просьбы и увещевания – не удосужился посетить и половины. Но, побывав лишь на одном концерте, я, человек выросший в 90 годы – времена владычества программы «Играй, Гармонь!» и группы «Золотое Кольцо» - и испытывавший естественные рвотные позывы при одном упоминании слова «фольклор», кажется, понял важную вещь. Поверьте, настоящий фольклор – это не та развесистая «клюква», которую мы видели в телевизоре и не лубочные мишки-гармошки-матрешки на Арбате. Настоящий фольклор, традиция – это то, чем жили, сражались и побеждали наши предки; это их слава, живущая внутри нас. Об этом стоит задуматься. В наших венах должны биться Волга и Ока!

Актуальную информацию о форуме «Живая Традиция» и деятельности «Российского Фольклорного Союза» вы можете получить по адресу – http://livetradition.info

Юра Высоков


Уничтожители насекомых О политическом выборе - см. Изм